Таман Негара. Малайзия, 2008 г.

Автор: Виктория Роготнева

Из официальных источников: "Таман Негара - это 4343 квадратных километров нетронутого тропического леса, возраст которого превышает 130 миллионов лет (он не был затронут ни ледниковым периодом, ни землетрясениями или другими природными катаклизмами)".

Ученые считают, что этот лес - старейший на нашей планете, а по разнообразию флоры он превосходит тропические леса Амазонии и Центральной Африки. В парке до сих пор...

Национальный Парк Таман Негара

Из официальных источников: "Таман Негара - это 4343 квадратных километров нетронутого тропического леса, возраст которого превышает 130 миллионов лет (он не был затронут ни ледниковым периодом, ни землетрясениями, ни другими природными катаклизмами). Ученые считают, что этот лес - старейший на нашей планете, а по разнообразию флоры он превосходит тропические леса Амазонии и Центральной Африки.

В парке до сих пор проживают слоны, тигры, леопарды, олени, носороги, тапиры. Но шанс увидеть крупных животных не велик. Зато заповедник дает возможность познакомиться с богатейшей растительной жизнью: здесь в изобилии встречаются лианы, папоротники, разнообразные хищные растения, редкие виды орхидей, древнейшие диптерокарповые деревья. Лучшее время для посещения: в сухой сезон с февраля по сентябрь".

Естественно, что мы не могли упустить такой возможности, как съездить в этот парк. У меня уже был опыт нахождения в джунглях Перу и Боливии, и мне очень хотелось сравнить разные парки. Итак, в 8 утра мы были в офисе компании NKS Hotel&Travel SDN BHD (www.taman-negara-nks.com), организующей переезд в парк. Нас сразу же взяли в оборот, выдали листики и сказали, чтобы мы шустро выбрали себе экскурсии, заполнили бланки и за все заплатили. А именно:

• Вход в парк 1 рингит,
  • Фототехника 5 рингит,
  • Автобус до лодочной станции 5 рингит (было оплачено),
  • Лодка от Kuala Tembelinga до Таман Негары-35 рингит (было оплачено в Куала Лумпур),
  • Каждая экскурсия по парку в сопровождении гида - от 25 до 45 рингит (1.5-2 часа).

Забегая вперед скажу: не надо покупать там никаких экскурсий! С одной стороны, мы это конечно знали, не первый день в поездках, с другой стороны – очень напрягал неторопливый малайский сервис, а по времени у нас осталось всего 2 дня.

Выбрали:

• Трекинг по джунглям и канопи тур - 35 рингит,
  • Ночное посещение парка - 25 рингит,
  • Визит к племенам Оранг Осли - 45 рингит,
  • Обратный трансфер до Куала Лумпура - 75 рингит.

Поехали.

Джерантут - Куала Тембелинг, 17км на автобусе.

Куала Тембелинг - Таман Негара, 3 часа на лодке.

• %alt%

К 12 дня мы наконец оказались в небольшом поселочке Kuala Tahan, который был отделен от парка рекой. Была суббота, и у нас не было жилья. Взяв в офисе карту этой дыры, мы побежали на "разведку". Жилья нормального в наличии не было…. Фулли букинг, одним словом…. Ряды и колонны малайцев, имеющих примеси китайской крови, заполонили все пространство. Приехавших был не один автобус…. Да, именно так - в парк можно приехать и на автобусе. Или на местном (расписание не знаю, а кто знает непонятно…) или в составе организованной группы с покупкой тур-пакета. Как раз в пятницу случился заезд Куала Лумпурского Университета в количестве 4-х автобусов. Побегав по окрестности, решили заселиться в отельчик "средней руки", очень скромный по содержанию при нескромной цене. Teresek View Motel, 90 рингит.

Проживание и устройство Kuala Tahan. В поселке можно поселиться:

• В хороших отелях типа Rainforest, Wood Land Resort,
  • В среднего качества отеле, типа нашего Teresek View Motel,
  • Во всевозможных шале, как правило с минимумом удобств.

После посещения Тиомана с его "маленькими живыми существами" я очень хотела иметь номер с кондеем. В поселке кроме отелей есть школа, клиника, несколько магазинчиков, рынок, работающий только по выходным и….все….. Больше там ничего нет. Основная часть кафе расположена у реки на понтонах.

Еда. Везде отвратная. Или нудл или рис в виде супа и зажарки. Время приготовления блюд зависит от того, как быстро вы потеряете терпение и пойдете пинать кухарок. Наш рекорд приготовления супчика -1.5 часа.

Стоимость блюд невысокая, сравнима со стоимостью по стране. Намного лучше, качественнее и вкуснее готовят в хороших отелях. Цена при этом совсем немаленькая, зато к еде нет никаких претензий. Например, за обед в отеле Мутиара было заплачено 25 долл за двоих с учетом пива и кофе. Но за какой обед! Пицца, шашлыки, соусы…..отлично! Пиво - единственный алкоголь, который можно купить в поселке. И только в одном месте. Мы это место нашли. Небольшой бэкпекерский отель-шале, между рекой и основной частью поселка Tembeling River View. Маленький магазинчик с тапками, где в морозилке холодильника можно отыскать банку пива 0.5 по цене 10 рингит. Там же была и самая дешевая и вкусная еда - кура гриль по цене 1 рингит за кусочек. В ресторане Мутиары пиво предлагается по цене 19 рингит за 300 г баночку.

Интернет. Интернет есть возле отеля Teresek View Motel по 6 рингит, в отеле Wood Land Resort, 7 рингит, в шале Tembeling River View 5 рингит, а также в самом дорогом отеле Mutiara Taman Negara.

На отеле Mutiara Taman Negara хотелось бы остановиться подробнее. Стоимость проживания в этом отеле от 60 рингит за койку в дормитории до 1800 рингит за бунгало. На первый взгляд, цена совсем не адекватная.

С другой стороны, пожив 2 ночи-3 дня у парка Таман Негара и походив по экскурсиям, я сделала следующий вывод: Отель находится в самом парке, через реку от поселка Kuala Tahan. Все тропинки, канопи тур, ночное похождение, посещение людей леса, все проходит или по территории Мутиары или в пределах 1-1.5 км. Т.е. поселившись, например, в шале парка за 450 рингит, вы экономите на всех экскурсиях, вам не нужен гид, вы свободно с самого раннего утра наблюдаете за всеми зверушками, а поздно вечером - за насекомыми-тарантулами, и при этом имеете прекрасный завтрак. Если же вы живете, как и мы, по другую сторону реки, то попадаете в круговорот организованного туризма. Количество человек в группах и количество шарахающихся по лесу групп не поддается никакому осмыслению. Об этом я напишу позже.

1. Поездка к местным племенам Оранг Асли.

В 15 часов нас и еще 10 человек усадили в лодку-долбленку и отвезли на 300 метров вниз по течению. По каменной лестнице мы поднялись наверх, и увидели пальмовые постройки "людей леса". Несколько пальмовых построек "утопали" среди груд мусора. Банки, тряпки, окурки и прочий хлам, не поместившийся в домах, был выложен тонким слоем на улице. Здесь же, толпились туристы, приехавшие раньше нас. Самих представителей племени видно не было.

• %alt%

- А где оран асли?- спросили мы гида.
- Они очень стеснительные и поэтому прячутся в лесу….

Гид собрал нашу группу в кучку и рассказал нам следующее: Оранг Асли – местные аборигены, относящиеся к группе негритос. Ведут преимущественно кочевой образ жизни. Огонь добывают трением, охотятся на зверушек, небрезгуя поеданием насекомых и червяков, дары леса обменивают на крупы и другие товары. Основную работу по устройству домов и прилегающей территории осуществляют женщины. Т.е., если клан решил переехать на новое место, то женщины собирают пожитки и детей и идут строить новые "хатки", куда потом приходят мужчины. Хатки они строят быстро и резво, потому мужчинам остается только ходить за ними следом и носить свои бамбуковые палки. Если женщина хочет выйти замуж, она строит пальмовый домик, плетет коврик и садится ждать жениха. Если жених долго не приходит, то действует правило - кто первый заглянул под навес, тот и становится мужем. Любимое занятие мужчин - найти правильный бамбук и сделать себе плевательную трубку. Вторая забава - найти правильное дерево для стрел, выстругать и обмазать их ядом. Третья забава мужчин понятна всем - настрогать как можно больше детей.

- Так где же они? Оранг асли?
- Как где? В лесу, наверно…. Вы можете походить, посмотреть хижинки, но нельзя туда заходить.

• %alt%

У нас же и мысли не было заползать куда-либо. Вооружившись длинным объективом, я пошла осматривать территорию, надеясь найти хоть одного представителя. А в это время гид развлекал остальных тем, что показывал, как надо разводить огонь трением. Чтоб было не скучно, каждому предложили потереть палочку, которая при определенном прикладывании усилий начинала дымиться. Результат всей экскурсии, которая длилась 1.5 часа и стоила 45!!!рингит, была озвучена моим попутчиком:

- Я посетил оран асли и у меня дым из ушей пошел (это он палочку долго тер…..).

А я бы добавила – это каким же надо быть ослом, чтоб ездить на такие экскурсии….. Когда уехала большая часть туристов, мы наконец-то увидели некоторых представителей племени, в основном стариков и детей. Пообщаться ни с кем из них не удалось, фотографироваться и вообще подходить к нам они не хотели.

2.Ночная прогулка по парку

Эта экскурсия тоже может вдохновить многих на написание очередного абзаца. Мой простой комментарий - "полный Абзац". Экскурсия начинается в 9 вечера, а до этого показывают по телеку видеофильм про Национальный Парк Таман Негару. Тигров показывают, буйволов крупных, птиц редких…..Красивый фильм. По окончанию фильма грузят в лодку и везут через реку, на территорию отеля Мутиара Таман Негара. Опять же, гид дает инструкцию как себя вести, ходить только "след в след", с тропы не сходить, не шуметь, не разговаривать, светить по сторонам фонариком и искать живность. В нашей группе был 21!!!!человек и не успели мы пройти и 20 шагов, как к нам подошли еще 9 человек и обратились к гиду:

- Мы тут живем, в 41 бунгало, вчера с вами ходили по джунглям, сегодня опять хотим….. Можно? - и куча детей хитро так заулыбалась (дети были от 2 до 11 лет).

Гид почесал свою репу и сказал что можно. Я была против, и об этом сразу сказала гиду.

- Мы что? Автобус набираем?
- Не волнуйтесь мисс, вы все увидите, если не будете шуметь…

Вот с этого момента я и засомневалась. А когда мы встали на тропу, то мои сомнения превратились в уверенность.

Для того, чтобы понять где мы ходили, надо знать устройство отеля Мутиара Таман Негара. Отель огромный, расположен в самом парке среди джунглей. Для удобства туристов проложены пластиковые тропинки, приподнятые немного над землей. В первую очередь это связано с тем, что по земле бегают несметные полчища термитов, которые могут загрызть кого хочешь за 5 минут. Далее - змеи, их тут тоже навалом. Ну и следом идут другие гады, которых мы все же увидели и которые одним укусом убивают или парализуют человека. Для того, чтобы туристы не плутали по джунглям, везде стоят таблички, все подписано и нарисовано.

Пойдешь налево - увидишь тарантула (живет он там уже лет 5 как), пойдешь направо - увидишь косулю….если шуметь не будешь….

Вот про "шуметь" хочется тоже рассказать отдельно. Тропа от силы 1 км, идущая по кругу за отелем Мутиара, вмещала в себя …НЕ поверите! 10 или 15 групп! Пока мы шли в одну сторону, нам на встречу шли сразу 4 автобуса малайских студентов с Куала Лумпурского Университета. Мусульманская молодежь не столько рассматривала паучков, сколько нежно держалась за руки…. На мой откровенный смех, гид сказал следующее:

- Если вы хотите тишины и покоя, то приезжайте в ноябре.
- Так в ноябре же дожди и грязь по колено?
- Вот и будете в парке в полном одиночестве.

Вот примерно так. Ярко освещая тропинку, 300 человек одновременно искали хоть одного паука.
Мы видели: маленького хамелеона, огромного паука, 3х тарантулов, 2 пары светящихся глаз (предположительно косули), зеленого палочника, что-то маленькое и очень ядовитое, сантиметровых муравьев и термитов.

3. Трекинг по джунглям и канопи тур

Удовольствие стоило 35 рингит. На следующее утро после ночной прогулки мы отправились на нашу третью, запланированную экскурсию. В 9 утра нас погрузили (опять же!) в лодку, и отвезли к началу трека в парк.

Плыли минут 30. До канопи тура идти недолго, может минут 7-10. Сначала нам показали снизу что такое канопи, потом отвели в будочку и поставили в очередь.

Канопи - это прогулка по натянутой среди крон деревьев тропинке. Тропинка сооружается из канатов, досок, веревок и крепится все это к самым высоким деревьям, примерно на уровне 30-40 метров от земли. Длина подвешенного канатного участка в Таман Негаре - 450 метров.

Своей очереди мы ждали не долго. Пока ждали, я выяснила, что на канопи вполне можно пойти и без организованной экскурсии и даже без гида. Канатная дорожка начинается всего в 1.5 км от границы отеля Мутиара Таман Негара, и сюда можно было прийти самим, пользуясь одними только указателями. Стоимость канопи при индивидуальном посещении - всего 5 рингит. Само канопи мне понравилось. Очень прикольно ходить на уровне верхушек деревьев по раскачивающейся тропинке и сверху смотреть вниз на сумрак дождевого леса. Ночью шел дождь, и утром с деревьев капала вода, а снизу активно квакало и стрекотало. Вообще, я отметила для себя, что парк Таман Негара многоголосый. До этого я была в джунглях Перу и Боливии, и там к 9-10 утра джунгли смолкали. Здесь же, концерт пения, кваканья, стрекотанья, продолжался почти весь день. Очень много звуков. Ясное дело, увидеть кого-либо сложно, слишком много зелени, где можно спрятаться. Вот немного фотографий с канопи - тура.

Вообще, в джунглях фотографировать очень тяжело, т.к. зелень стоит стеной. Нет объема. Поэтому ни одна фотография не передаст тех ощущений, что испытываешь, находясь там.

Оставшиеся 2.5 часа экскурсии у нас были распределены следующим образом:

• 1 час подъема в горку, где расположена смотровая площадка на весь парк Таман Негара и куда практически нет тропинок,
  • получасовой отдых,
  • 30 минут спуска вниз,
  • 30 минут ходьбы до отеля Мутиара.

Трекинг мне тоже понравился, в первую очередь тем, что джунгли отличались от тех, которые я до этого видела. В Боливии я ходила с попутчиком и гидом 3 дня по совершенно дикой сельве, и она там была как бы без "подшерстка" .Т.е. можно было реально что-то внизу видеть и даже ходить без проблем. В парке Таман Негара передвигаться можно было только по тропинкам, которые вытоптали туристы, а потом отшлифовали дожди. Ни в право, ни в лево сойти с тропы было нельзя - джунгли не просто стояли стеной, они не давали возможности проникнуть внутрь. Очень много колючек, шипов, лиан, каких-то непонятных растений. Если отойти от отеля на несколько км, где уже нет туристов и тропинок, то передвигаться по джунглям самим будет проблематично. К колючкам и шипам в парке прибавляется такая напасть, как термиты. Их очень много. Как сказал нам гид, если укусит термит, то спать не будешь 2 дня….. Деревья…..Названий я все равно не знаю, по толщине и высоте почти такие же, как в Перу. Гид ничего никому не рассказывал и не показывал. Был нужен только для того, чтоб вести группу. С другой стороны, не надо быть топографом и изучать географию, чтобы ходить по подписанным тропинкам.

После расставания с группой и гидом, мы сами прошлись по джунглям, погуляли по территории отеля Мутиара Таман Негара и от нечего делать пошли пить пиво в ресторан. На этом посещение нами джунглей было закончено.

Итог посещения парка Таман Негара.

За 3 дня/2 ночи было истрачено более 300 долл на двоих (еда, жилье, экскурсии, трансфер).

Мои субъективные мысли по парку Таман Негара: Самый лучший вариант посещения парка - это взять экскурсию на 4 дня/3 ночи, в группе из 4х человек + гид. Тогда у вас будет возможность ходить по настоящим джунглям, спать в палатке, посещать далекие племена оранг асли, лазить по пещерам, переходить реки, купаться в водопадах. Настоящий поход по джунглям. Сам идешь, сам несешь вещи, сам вечером готовишь пищу на костре. Стоимость такого похода составляет на группу 1600 рингит (не более 4х человек). На каждого выходит по 400 рингит. Если вас трое, то и цена выше на человека. При наличии в группе всего 1 туриста, он платит всю стоимость один. Трек можно сократить на 1 день, тогда цена выходит в 330 рингит из расчета, что вас в группе четверо. Если вы не готовы к таким походам и боитесь всяких зверей-насекомых, то оптимальный вариант - поселиться в парке, на территории отеля Мутиара Таман Негара. В таком случае, не платя за экскурсии, вы сможете самостоятельно обследовать близлежащую территорию, походить по всем тропинкам и посетить канопи. Вам так же будет доступна и ночная прогулка по джунглям, т.к. она все равно проходит по территории этого отеля. Для осмотра вполне достаточно 2х дней, если вы проживаете в отеле.

Для тех, кто совсем экономит, есть вариант доехать на рейсовых автобусах, поселиться в шале без кондея, раздобыть карту парка и походить по тропинкам самим. Уйти в джунгли без проводника, т.е. типа по "компасу" вряд ли получится. А если у кого получиться - пишите, с удовольствием почитаю!

Тамар Негара. Малайзия, 2008 год.