Центральный Алжир. Сахара, 2012 год

Автор: Виктория Роготнева

Посетив несколько раз Южную Часть Ливии и Алжира, в этот раз я решила более детально осмотреть Центральную Часть района. Чтобы иметь более полное представление о той Сахаре, которой принадлежит большая часть Алжира. Почему же меня так тянет туда?....

На этот вопрос я наверно не смогу ответить никогда. Это просто другой Мир, где нет ничего, и одновременно - он полон всем. На вопрос: "Где же все таки интереснее: на Юге страны или в Центре?" - я смогу ответить только, что это абсолютно разные области. И в первой и во второй есть что-то свое, особенное, чего нет больше нигде. В одном убеждена до сих пор - Алжир та страна, куда хочется приехать ни один раз. А Сахара Алжира и Ливии (увы, на данный момент - полностью закрытой для туризма) - одно из самых уникальных мест на Земле.

Как начиналось

Началось все с того, что я в очередной раз захотела в Хогар. Очень...После моего последнего посещения, в апреле 2009 года, этот район Юга Алжира был надолго закрыт для туризма. Причина всему - близкое соседство с Нигером и Мали, полное отсутствие границ как таковых, активное перемещение людских масс с целью контрабанды и нелегального въезда в другие страны, два огромных базовых лагеря Аль Каиды, расположенных всего в 200 км южнее границы, а так же наличие оружия у каждого уважающего себя туарега.
Но даже после начала войны в Ливии, в Алжире сохранялась довольно спокойная обстановка, а небольшие группы туристов продолжали пребывать в Таманрасет и Джанет. Правда со временем поток этот сильно иссяк, а в получении визы стали отказывать не только русским туристам, но и европейским, так сказать - от греха подальше.

В августе 2011 года пришло письмо от моих туарегов: "Виктория! Хогар открыт, приезжай!"
Проводниками пустыни, как и в прошлые поездки, были выбраны мои давние друзья - Туарег Тиджани и его фирма. На тот момент, когда я окончательно собралась в Алжир, и была набрана группа попутчиков, положение дел в очередной раз сильно утяжелилось...Война в Ливии закончилась полным крахом Кадафи, огромная людская масса с оружием в руках потекла во все стороны через все границы, при этом контроль на границах никак не увеличился...Да и откуда взять дополнительные средства? В таких неблагоприятных условиях, как пустыня Сахара, выживать могут только ящерицы и туареги...

С осени 2011 начались активные обсуждения, которые к декабрю 2011 вылились в 1 единственную фразу - район Хогара опять закрыли, давайте попробуем проехать по всему Центру - Иншала! Эта мифическая Иншала, полностью владеет всем мусульманским миром, потому, если сказано "Иншала" так оно и будет. Хочешь - едь, не хочешь - не едь...На все воля Аллаха, и его пожелания -Иншала...Мы очень хотели....Просто потому, что никто не знает, что будет завтра , и когда мы еще туда соберемся.

Виза

Процесс получения виз отнял невероятно много времени, нервов и сил. В Консульстве Москвы полностью поменялись требования для получения виз. Негласная резолюция работников (с их же слов) - никого не пускать. Нехай дома сидят...нечего там делать. Тем же счастливчикам, которые собрались в Сахару (я пишу именно про Юг страны и реальную Сахару, а не города), надо заручиться поддержкой и одобрением военных. То есть для получения проезда по определенной территории надо чтобы фирма-организатор заполнила кучу бумаг, с именами, паспортами, метриками, расписала все точки маршрута от А до Б, и подала на рассмотрение в определенный военный комитет. Те в свою очередь должны его или одобрить, или не одобрить. При положительном решении, принимающая сторона может выслать все бумаги для подтверждения в Консульство Москвы, опять же - со всеми метриками и почасовой схемой передвижения. Только тогда можно рассчитывать на получение визы.

Свои документы мы подали в начале декабря, визы получили через месяц. Очень переживали....Потому как для подачи бумаг нам пришлось оплатить тур, купить международные и внутренние перелеты. Но и это было еще не все! В связи со сложностью маршрута, решили не рисковать с попаданием на перелет в Центр Алжира (который летает 2 раза в неделю) и взять ночевку в городе Алжире. Вот тут Московское Консульство проело наш мозг полностью....Оказалось, что туристы не могут сами расхаживать в Алжире, у них должен быть рядом гид, и желательно не один, так как группа у нас вышла многочисленная - аж 10 человек. Никакие уговоры не действовали - на 1 дополнительный день требовалось заключить договор с любым агентством города Алжира. Со всеми вытекающими последствиями....Мы, ну никак не хотели....Пришлось позвонить раз 5 в Алжир, и найти места проживание в отеле Ибис, который имел трансфер от аэропорта.

Уф...месяц нервотрепки и визы получены. В путь.

Маршрут

Включал в себя небольшой осмотр Западного Эрга с центром базирования в старом городе Тимимоун, начало праздников , посвященных дню рождения Пророка, переезд в малоизвестный Эрг Махаджабат, переезд в сторону Таманрасета и горы Ассекрем. Никто из участников поездки в этом районе не был, так же, как и я сама, и никто не мог сказать - что мы хотим точно увидеть и как оно будет. По редким фотографиям в инете эти районы однозначно представляли интерес. Как на самом деле у нас все вышло - рассказ чуть ниже.

Перелет

Основная трудность попадания в Центральные районы страны - редкие авиаперелеты, которые там случаются 1 или 2 раза в неделю, и то регулярно отменяются по причине песчаных бурь, или все той же Иншалы. Потому - опоздать на этот единственный рейс - просто нельзя. По этой причине были выбраны французские авиалинии, которые летали в город Алжир аж 2 раза в день. Мы рассчитывали так, что в случае задержки рейса, потери багажа, или еще какого форс-мажора, мы вторым рейсом доберемся до столицы, переночуем там, а утром вылетим в Оазисы Тимимоуна.

Но матушка природа в сговоре с мусульманской Иншалой, сыграла с нами очень злую шутку. Которая обернулась нам в потерю целых 3-х дней от программы. Вы не поверите! Но за много лет, в столице Алжира случился снегопад! Да не просто выпал снег. Нет, там случилась метель! За полчаса до посадки наш самолет развернули и отправили обратно в Париж. Со словами "Алжирцы в шоке, они не знают как убрать снег. У них нет для этого транспорта!"....Мда....И такое бывает...Но и это оказалось только полбеды.

Основной сюрприз ждал нас нас следующий день, когда мы все таки добрались до Алжира - все внутренние рейсы по стране отменены, аэропорты закрыты, до полного таяния снега))) А следующий самолет в нужный нам Оазис - аж через 3 дня. Не буду полностью описывать все наши похождения и приключения, и то, как мы, в количестве 10-ти человек, реально достали весь аэропорт, но вопрос свой мы все-таки решили. Через 8 часов нас отправили на единственном, почему-то пустом!!!!, самолете на Восток страны, в Оазис Уаргла. От него до Тимимоуна - 1200 км. Дальнейший вопрос проезда к точке А, нам предложили решать самим....Вот так, вылетев из России в Алжир, мы через 2 дня оказались черте где, совершенно в незнакомом и ненужном нам месте. Без гидов, своих туарегов и знания арабского. Наши проводники нам помочь не могли ничем. Потому как - это была Чужая территория.

Ouargla

Город - оазис в Восточной Части Алжира. Сюда мы прилетели поздним вечером. При том, что по всей стране были отменены внутренние перелеты, самолет в это захолустье летел пустой...Наверно, все остальные пассажиры аэропорта, изначально знали - им туда не надо! Даже - за бесплатно...Потому как выбраться из этой Дыры не так просто. И об этом мы узнали уже поздним вечером в отеле. Для проезда в городок Тимимоун нужно было: во-первых, найти автобус, а во вторых - получить разрешение на проезд от дорожной полиции. Помогальщики, которые тут же образовались рядом, предложили нам свои услуги, по цене в 600 евро. На всех. "Многовато" - подумали мы и вступили в долгие переговоры...))) Результатом двухчасовых переговоров было соглашение, со стороны местного тур. агентства, которое бралось доставить нас на своем автобусе до городка Тимимоун, за 500 евро, и 50 евро требовалось заплатить за "ускорение" получения бумаг в дорожной полиции. Таким образом, цена уменьшилась всего на 50 евро. Но местное агентство не собиралось терять деньги и с самого утра нам был предложен Сити-тур по рынку и поездка к озеру с местными барханам. Разводили нас долго и по полной программе))))

По рынку погуляли, на барханы съездили...платить больше ничего не стали, зато стали требовать отвезти нас всех в полицию или к самому-главному))).Поняв, что оставаться и тусить в этой Уаргле мы не намерены, нас отвезли в дорожную полицию, где за полчаса мы получили все бумаги и к 4 часам вечера выехали туда, куда нам было надо изначально - в городок-оазис Западного Эрга, Тимимоун.

Уаргла....небольшой, пыльный городок. Ничего интересного в нем нет. Местное население - берберы. Окружающие пейзажи - полная тоска. Сахара в этой части совсем неинтересная. Немного фотографий с рынка. Увы, фотографий окружающего унылого пейзажа у меня нет.

Timimoun

Древнейший Оазис Западного Эрга. Расположен на перекрестке старого Караванного Пути, проходившего из глубин Сахары в сторону Марокко. Оазису более 1000 лет и есть данные, что именно с этих мест пришли все грозные берберские племена, которые завоевали весь юг Марокко, а ныне правящая династия - их потомки. Основа оазисов этого района - укрепленные касбы и ксары, расположенные на перекрестках дорог, в тенистых оазисах с колодцами. К сожалению, почти ничего не сохранилось, в отличии от того же Юга Марокко, где в этих Касбюах и Ксарах можно до сих пор пожить за вполне небольшие деньги.

От Уарглы до Тимимоуна мы ехали очень долго - наверно, часов 10, не меньше. И прибыли туда глубокой ночью невероятно уставшие. В этом городке есть один единственный отель - кемпинг по цене 15 евро с человека (холодные комнаты, узкие кровати, и, слава богу, теплый душ). В связи с праздниками, которые должны были нагрянуть на этот район, полиция категорически закрыла все ночевки для туристов под открытым небом. Да и туристов то мы толком не видели... так, один раз и в количестве нескольких штук.

Что же есть в этом Тимимуне?

1. Древние ксары и касбы, построенные в оазисах с пальмами, разрушенные временем и занесенные песком;
2. Берберские деревушки и зеленые оазисы;
3. Один из самых больших в Сахаре Эргов с песком - Западный.

Основная мысль посещения этого района страны была такова, чтобы: во-первых, увидеть настоящие оазисы в песках; во-вторых посетить праздники "туарегов". Действительность оказалась не такая....

Те праздники, которыми давно славился регион, и на которые приезжали с Сахары многие кланы, оказались вовсе не организованными, а стихийными. Потеряв 2 дня от программы, мы думали что пропустили часть "спектакля" с танцами, драками, стрельбой...На самом деле, по приезду увидели, что они не только не начались, а хуже того - местные жители руководствуются только своими правилами, присматриваются к их мусульманской луне, и празднуют, когда настанет воля Аллаха...)))

Но не это оказалось главным. Главное оказалось то, что праздники начинаются каждый день, в течении недели, только после вечерней молитвы. Когда сядет солнце! Т.е. весь смысл для фото и видеосъемки полностью терялся. Так же, оказалось, что наши проводники туареги совершенно не ориентируются в данном районе и практически не имеют никаких связей. В этом районе проживают берберские племена, а у них своя "кухня")))) Потому, толком-что либо сказать нам не могли все время. Это я поняла уже по приезду. Но местные турфирмы (в количестве 3-х штук) совершенно не хотели отвечать на письма, и не понятно, существуют ли они, или только есть сайты в инете.

Так что, показать смогу совсем немного фото. С праздников - ничего. Мы попали на вечернее открытие и практически сразу уехали, потеряв интерес. Хаотично, динамично, ничего не понятно....Вообщем -никак. Оазисы- очень интересны!!!! Энергетика, местность, ветер....ощущения....просто фантастика! Потеряв 2 дня на перелетах, на оазисы нам остался только 1 день....увы...Но даже поездка в 5 утра к самому краю Западного Эрга оставила невероятные ощущения!!!!!!!!! Просто супер! В тех местах я согласилась бы провести еще несколько дней, в том числе - с глубоким внедрением в пески...)))

• Фотогалерея %alt%

Два раза мы попали там в сильную песчаную бурю. Да такую, что ни встать, ни сесть)) Один раз в дождь)) И это-в Центре Сахары!!! Ну и температура не радовала - всю дорогу ходили в теплых куртках, шапках, и спали в спальниках) Даже в отеле.....При этом накрывались еще и одеялами))) Жаркая Сахара- явный вымысел тех, кто никогда там не был....

Местный народец сильно отличается от арабов побережья. Много темнокожих людей, явно пришедших сюда с глубокого юга (типа севера Мали). Живут очень бедно...

Нам посчастливилось пожить 1 ночь в настоящем берберском доме - сарае...почему сарае???? Да потому,что там кроме глиняных стен ничего больше не было. Пол-песок Сахары, голые стены, туалет за железной дверью - и это все))) Когда я там была, то невольно вспоминала настоящий берберский дом в Гадамесе (Ливия). Вот уж где воспоминания!!!!!....и тоска...попасть туда теперь ...маловероятно...

Район Ахнет и Эрг Песка Мехеджабат

Так как район Хогара и Тадрарта оказался для нас закрытым, нам было предложено посетить проездом район Ахнет с огромным песочным Эргом Мехеджабат. Про этот район крайне мало информации, и даже в Гугле Планета Земля практически нет нормальных фотографий. Просто Пустыня - плоская и малоинтересная. Но к тому моменту, когда мы все таки собрались в Алжир, у нас просто не было выбора. Мы согласились. Наши проводники пламенно уверяли нас что Дюны там в-о-о-о-т такой высоты и в-о-о-о-т такой ширины. Одним словом- невероятно огромные)))

Район Ахнет - так туареги называют местность от Махаджабата до Таманрасета. Примерная карта района ниже. Мы ехали параллельно шоссе (его, естественно, не видно. Оно находилось по ту сторону невысоких гор).

• Фотогалерея %alt%

Туристов в этом районе никогда не возили, так как есть места поинтереснее, а именно - Хогар и Тадрарт. Но неспокойность на южных границах вынуждает местные турфирмы искать новые маршруты и предлагать их редким туристам. При этом, эта местность так же плохо известна "нашим туарегам", как и нам))) Поэтому, прежде чем ехать дальше, они едут в ближайшую деревушку и берут там на оставшиеся 7 дней проводника.

Ахмет...он будет руководить проездом машин, и всегда будет не доволен выбором места для ночлега. И это понятно-ему надо максимально укрыть группу от лишних глаз, а нам - как раз наоборот - намотать максимально километров и все увидеть и все посмотреть. Он единственный, кто вступал в переговоры, будь то случайная встреча с кочевыми туарегами или покупка барашка в небольшом селении. Черты лица Ахмета разительно отличаются от наших проводников: широкий нос, раскосые, рысьи глаза.

Район Ахнет - совершенно другая Сахара, вовсе не из снов и сказок Шахеризады, а очень "жесткая и неблагоприятная среда".

Теперь подробно...Район Ахнет...Его можно характеризовать так - плоская каменистая равнина, невысокие серые горы, редко-встречающиеся Эрги песка, небольшие и не высокие. Много камней, кустов и других мало-выразительных элементов. Наш проезд по этому району был рассчитан так, что мы каждый раз ночевали на "песке", но этот песок, конечно, был уже не тот..И дюнки пониже, и цвет по-тусклее, и панорамного вида никакого. Тем не менее, странность места, его заброшенность и пустынность, оставляют неизгладимые впечатления. И, скорее всего, наши впечатления были бы ярче, если бы мы ехали в обратную сторону - т.е. от Таманрасета к Махаджабату - тогда венцом поездки стали бы невероятно красивые дюны песка, высотой под 100-200 метров. Но как говорится, все познается в сравнении))))

Район Ахнет , по сравнению с другими местами, хорошо населен кочевыми туарегами. Этому способствует большое количество кустов и деревьев, растущих, скорее всего, вдоль водоемов подводных вод. Конечно, кочевые туареги на то и кочевые, что вечно перемещаются, вслед за своими немногочисленными стадами, но именно тут нам посчастливилось увидеть их аж 4 раза!.... И первый раз, совершенно удивительная встреча - два молодых туарега скакали на своих верблюдах "по своим делам"...))))

Еще через некоторое время мы повстречали совсем молодого мальчика с таким же молодым верблюдом.

- Ого!- подумали мы - да дорога невероятно оживленна!....
- Ого, как много народу! - подумал, наверно, верблюд и закатил целую истерику - шипел, фырчал и плевался....Нам сказали, что он еще не объезжен и потому так себя ведет...)))

• Фотогалерея %alt%

В какой-то из дней у нас был настоящий праздник - мы прикупили у кочевников барана. О покупке договорились заранее (т.е. о том, что мы купим мясо, наши проводники договаривались за 2 недели до этого, так как мы их просили устроить нам барбекю). Сейчас я уже точно не помню, сколько стоил барашек.... возможно 100 евро... или даже дороже..Вот как это было:

Как уже писала выше, район Ахнет вовсе не такой "сказочный", как часто представляется нам Пустыня. Большую часть - это жесткая, каменистая местность, с редкими, невысокими Эргами Песка, забросанными и не связанными между собой. Однообразные переезды, недолгие остановки. Чтобы не скучать, с удовольствием наблюдаем за нашими туарегами, их общением между собой, постоянному решению мелких, бытовых вопросов, будь то организация лагеря, приготовление пищи или поиск колодца с водой.

И, конечно, с какой радостью мы каждую ночь останавливались на Песке! Это конечно получше чем просто на камнях))))

• Фотогалерея %alt%

Сейчас, по прошествии нескольких месяцев я думаю что мы только слегка прикоснулись в своем видении тех мест, проехали по самому краешку, оставив в стороне все то, что действительно сокрыто от множества глаз. Нехватка времени и отсутствие дополнительного бензина не позволило нам обследовать те места как следует (а может и запрет на изменение оговоренного маршрута?). Несколько раз мы проезжали мимо невероятно красивых мест, но находящихся не прямо у нас на пути, а в некотором отдалении. Один раз мы уговорили своих туарегов изменить ночевку и попали в совершенно удивительное место, в котором я согласилась бы провести еще пару дней. Но в других случаях их решение было однозначным - нельзя. При этом , больше всех нервничал наш проводник с рысьими глазами - Ахмет.

Концом нашего путешествия стало посещение еще 2х мест: небольшого и пыльного города Таманрасета,  и
расположенного поблизости Национального Парка Хогар с пиками древнего вулкана Ассекрем.

Подробно про Ассекрем написано в разделе: Горы Сахары - Ассекрем. В Таманрасете я уже была до этого, 3 года назад. И теперь с огромным удовольствием прогулялась по его улочкам. Что есть интересного в Таманрасете?

Первое - это общественные бани или душевые!!! По цене в 0.7 евро, да при полном отсутствии этого удовольствия в Пустыне, это самое первое что есть в городе! Хороший, горячий душ!

Второе - это рынок верблюдов. Мы попали не в самый базарный день, и к самому вечеру, но какие здесь колоритные фигуры! Верблюды и прочий мелкий рогатый скот нас интересовал мало, а вот туареги...Туареги все как на подбор - настоящие, и пришедшие из Сахары!

Третье - это торговый рынок посреди города. Место тоже очень занятное, там можно вполне побродить и час и два...Невероятная смесь людей, от светлокожих берберов до темно-шоколадных малийцев. Просто другой мир...

Четвертое - это одна единственная центральная улочка с сувенирными лавками, интернетом и шашлычными прямо на тротуаре. После овощной "диеты" в пустыне, шашлык из баранины - ну просто праздник! А после мяса, можно зайти в ближайшую кофейню и выпить крепкого густого кофе, спокойно, не торопясь, сидя тут же на тротуаре, на пластиковом стульчике и рассматривая прохожих...Да и куда торопиться? Самолет на Алжир вылетает только в 2 ночи.

• Фотогалерея %alt%

Ну вот и все....наше путешествие подошло к концу, а вместе с этим - и мой рассказ.
Вернусь ли я когда нибудь еще в Сахару? Отвечу так: Однозначно ДА!

Алжирская Сахара. Февраль 2012 год.