Аргентина: Большой Лед и Огненная Земля

Автор: Виктория Роготнева

Автобус компании Cootra уходит каждый день в 8.30 и стоит 11000 песо. Билеты на этот автобус нам купил Алехандро. Пришли к восьми, подтвердили свои билеты, потратили мелкие деньги….Все! Мы покидаем Чили... В тишине…. и полном безветрии...

18 января

На границе с Аргентиной долго не задерживаемся. Двадцать минут и всем пробивают визы. Анды резко отступают в сторону, и на ближайшие несколько часов мы смотрим на унылую местность – пампасы, овцы, горизонт. Кое-где встречаются озера, на которых бродят фламинго, а в кустах прячутся скунсы.

Последние нами легко определяются по характерному бегу. Овцы….Размах стад иногда поражает, так же, как и масштаб угодий. Практически вся территория Аргентинской Патагонии – это ровная как стол местность, поросшая пожухлой травой. Пампасы… Территория бешеного ветра и однообразного пейзажа…..

Через 5.5 часов дороги мы въезжаем в Калафате. На автостанции сразу же пошли узнавать про автобус до ледника Перито Морено. Автобусов оказалось всего 2 - утром с выездом в 8 утра, и в обед в 14 дня. На последний мы опоздали всего на несколько минут. Очень жаль что мы не попали в этот день на смотровую площадку. День выдался как раз солнечным. Если кто поедет следом, и будет ориентироваться на этот автобус, то время посещения смотровой площадки и время проезда туда - обратно занимает 5 часов и стоит 80 песо.

Пошли в America del Sur Hostel, заселились по брони и забрали все заказанные нами экскурсии. Хостел не подвел. Все, что мы просили, нам забронировали. Правда перед этим они измучили меня перепиской.

Переписка…. Про бронирование America del Sur Hostel и заказ нужных мне экскурсий я напишу очень подробно. Ехали мы в самый высокий сезон, в январе, когда погода в этой части Патагонии должна быть более - менее оптимальной для путешествия. Об этом знают безусловно все, и все мечтают увидеть одни из самых красивых мест в Андах - ледник Перито Морено и Фиц Рой. На Фиц Рой в этот раз мы не успевали, а вот

Перито Морено хотели посмотреть как можно ближе. Рассмотрев в интернете предложения всех экскурсий, а так же почитав отчеты "очевидцев", мы остановились на том, что хотим:

1. Поход на ледник на весь день, в кошках, "Big Ice". Цена 560 песо/ человек,
  2. Посещение всех Ледников Озера Аргентино, недоступных с суши,
  3. "Todos Los Glaciares", весь день, 375 песо с человека.

Экскурсию "Big Ice" проводит одна единственная фирма – монополист "Hielo and Aventura". Экскурсия длится почти весь день с выходом на средний участок языка Перито Морено и ограничена по количеству участников. Лишь 20-22 туриста в день могут быть счастливчиками посещения ледника. Надо ли говорить, что в сезон желающих и так много, а тут еще и отбор жесткий - пойти ты можешь только в том случае, если заранее оплатишь эту экскурсию. Не закажешь, а именно оплатишь. По интернету заказать и оплатить эту экскурсию в самой фирме "Hielo and Aventura" нельзя. На мой запрос пришел ответ с перечнем отелей и хостелов, которые могут предоставить мне эту услугу. Выбрав из списка самое дешевое проживание, я написала в America del Sur Hostel. Далее последовала очень увлекательная переписка, в количестве 25-и (не менее!) писем. Письма были для меня просто шокирующими! Хостел требовал предоставить им номер моей пластиковой карты, секьюрити код!! заполненный мною и отправленный им бланк на согласие снятия денег, если я не явлюсь в Калафате вовремя. Вы представляете? Сообщить номер карты и секьюрити код? А далее…. Далее можно идти в интернет магазин и покупать "нужные и не очень мелочи"))))). Путем долгих препирательств и 2х моих звонков в хостел, остановились только на том, что я бронирую проживание через интернет, а им присылаю копию своего паспорта и номер карты. Без секьюрити кода. По приезду отдали за все брони 2300 песо. Ну и цены! За свои 70 долларов хостел оказался очень посредственным. Я бы даже сказала – очень бэкпекерским. Цены в этом Калафате - мама не горюй! Да это и понятно - один из самых красивых ледников мира умудрился сползти именно здесь.

Так как у нас оставалось всего полдня и мы никуда уже не успевали, пошли смотреть Лагуну, где гнездятся разные птицы. Погода хорошая, тепло, благодать, все яркое и красочное. Но Лагуна - это вам не Африка, где животные путаются под ногами. Здесь, чтобы увидеть птиц, надо на брюхе ползти или полдня сидеть в засаде. Применив "оптику" рассмотрели - гусей, уток, чаек, нырков, лебедей, фламинго.

• %alt%

Вечером посетили местный супермаркет на предмет осмотра местных вин и нашли очень хорошее asado - на боковой улочке шведский стол за 40 песо. Место, судя по всему, очень любимо не только немцами, но и местным народцем. Любые сорта мяса в любом количестве, приготовленные разными способами. Одна незадача - вино надо заказывать дополнительно, и стоит оно здесь очень недешево. Бутылка вина, которая стоила в магазине 15 песо, здесь предлагается за 30, и пить его невозможно. Пить невозможно и за 40 песо (12 долл), мда…….. Честное слово! Мы пробовали! Мы даже пытались привыкнуть, но…. не смогли. Пришлось в дальнейшем перейти на пиво.

Вечером начался проливной дождь. С облегчением вдохнули, что не остановились в муниципальном кемпинге. Проживание под дождем в палатке нас изрядно бы утомило…..

19 января

"Todos Los Glaciares". Утро началось с того, что вся бэкпекерская шатия-братия, возраст которой определялся от 18 до 70 лет, лихорадочно бегала по коридорам, быстро завтракала и уезжала на экскурсии. Нас тоже долго уговаривать не надо - отправились в холл-гостиную, чтоб лицезреть местный завтрак. И как они живут на таких завтраках? Тостик, джем и маслице с кофе. Мда….А впереди весь день. Поездка на все ледники не включает пропитание, и, зная это, еще вчера мы накупили в супермаркете бутербродов и соков. В стоимость экскурсии так же не входит плата за посещение Национального Парка. Итого, общий расход для осмотра всех ледников с воды вам обойдется в 400 песо и вашей фантазии в отношении выпитого и съеденного.

С тоской смотрим в витражное окно холла. Всю ночь поливал ужасный дождь. Утром тяжелые черные тучи отступили к горам, освобождая место для миллиона радуг. Радуги везде, в это трудно поверить, и такого я больше нигде и не видела – маленькие и большие, яркие и не очень, они поднимаются вверх и изгибаются над озером Аргентино. Но нас это не радует - туда, куда мы собираемся, накрыла непогода. И это даже не Чили – здесь размах! Одновременно несколько ледников стекают по ущельям в Озеро, образуя сильные воздушные потоки, собирая дождевые массы и перемешивая их с силой как в котле. Крупнейшие ледники Патагонии: Упсала, Спигазини и Перито Морено мы и собираемся сегодня посетить.

Нас забрали согласно указанному в ваучере времени, час везли до порта и погрузили по катамаранам, в соответствии с оплаченными деньгами. Катамаранов несколько, от небольших до трехпалубных гигантов. Нам достался большой катамаран с двумя палубами и открытой верхней террасой, куда набилось еще…..300!!!!пенсионеров. И не все из них были иностранными туристами. Сюда приезжает много аргентинцев с детьми, тетушками, дядюшками, братьями и кузенами. Для аргентинцев вход в парк стоит сущие копейки и конечно они этим пользуются, ведь эти ледники - достояние Нации.

Погрузившись на катамаран, мы не успели занять стратегически правильное место для фото-видео съемки. Все нужные места уже были плотно утрамбованы людьми. В основном аргентинцами. Они явно здесь не первый раз и знают, куда надо встать, чтоб загородить от других "Панораму". Для чего многие из них поехали смотреть на ледники, мне не понятно, т.к. смотрели они вовсе в другую сторону. Отвернувшись от Озера, взяв в руки тыквенные сосуды с чаем Матэ, они перемывали косточки всем друзьям и знакомым, тете Розе и дону Хосе. Рядом со мной стояла одна такая семейка)))) Настоящие породистые аргентинцы с крупными носами и животами…..Протиснуться к борту через них было невозможно….. А смотреть на ледники с закрытой палубы - неинтересно. А интересности вскоре как раз и появились. Из пелены дождя и тумана стали показываться первые льдины. Их еще не много и они не очень большие, зато какие синие!!!

• %alt%

Пока плыли до ледника Упсала полтора часа, погода менялась каждые 10 минут. То дождь, то туман, то безумный ветер разгоняет тучи и выглядывает солнышко. В том месте, где на лед попадал редкий луч света, сверкали радуги! Очень красиво! Еще до поездки в Патагонию я говорила своему спутнику, что наблюдала такое явление в высокогорной Боливии – в правое плечо дует горячий воздух, а в левое - холодный, почти арктический…. Он не верил….а зря….Здесь, рядом с ледниками, все это присутствовало в полном объеме и одновременно. По правому борту заливает, по левому - сверкает радуга….. Естественно, народ тоже не дремлет. Появилась глыба льда справа, все бегут на правый борт)))) Катамаран колбасит из стороны в сторону….Был бы катер или корабль - перевернулся бы точно!)))))

Ледник Упсала встретил нас ураганным ветром. Сильнее, чем был в Парке Пайне, раза в два. Подойти близко к леднику катамаран не смог и начал разворачиваться. Вот тут мы и ощутили всю "прелесть" этого ветра. От сильного порыва катамаран подпрыгнул всеми своими тремя палубами, а на палубах подпрыгнули от ужаса все 300 человек. От ужаса что вывалятся сейчас за борт. Невозможно было привстать из-за перил, чтоб как следует рассмотреть сам ледник. В громкоговоритель нам рассказывали, что это - самый большой ледник Аргентины, что он имеет столько – то высоту, ширину, толщину…И в тот момент, когда я уже отчаялась хоть что-то увидеть, выглянуло солнце и ветер стих. Красавец!

Развернувшись, катамаран взял обратный курс, по пути заходя еще в несколько ущелий, где стекали ледники Spegazzini и Onelli. Рядом с этими ущельями не было такого сильного ветра, зато непогода бушевала вовсю. Находиться на верхней палубе было практически невозможно. Все, кто имел более-менее хорошую фототехнику, выскакивали из-под навесов на 2-3 минуты, что бы хоть как-то запечатлеть красоту ледников. Через несколько минут не только техника покрывалась водой, но и сам фотограф становился мокрым насквозь… Тут то нам опять и пригодилась непромокаемая одежда Ред Фокс - подсохнув после парка Пайна она опять держала влагу.

Больше всего мне запомнился ледник Спигаззини благодаря своему ярко-синиму льду. Есть мнение, что чем меньше солнца, тем синее лед…. Не знаю, так ли это или нет, но лед действительно был синий, и нам наверно действительно "повезло с погодой". В этом месте как раз собрались все катера и катамараны, которые неспешно проплывали вдоль его стен. Немного прояснилось, и все туристы опять высыпали на палубы. Поняв, что я так и останусь без фоток, если буду стоять в сторонке, я взяла рядом стоящего мальца за шиворот и ласково так сказала:

- Друг мой, ты мог бы уступить мне свое место? Я хочу запечатлеть сей ледник для своих друзей….))))

Последним пунктом программы было посещение самого известного и самого красивого ледника в этом регионе - Ледника Перито Морено. Как только мы покинули все щели и ущелья залива Onelli, где плавали самые большие и самые синие льды, и вышли в озеро Аргентино, погода сжалилась над нами. Серо-бирюзовая вода, темно-синее небо, яркое солнце - ну не фантастика ли? Природа решила подарить нам самую красивую открытку этого региона – огромную стену льда Перито Морено при полном солнечном параде! До ледника плыли еще около часа. Как только он показался на горизонте, все напряженно начали всматриваться вдаль. Насколько он велик? Такой же синий? Как часто рушатся его стенки? А он… Он велик! Сине-голубой и очень подвижный. Высота стены достигает 70-90 метров...Самый подвижный Ледник на Земле – каждые полчаса от его стен откалываются глыбы величиной с дом и сползают вниз. Рушатся медленно и величественно….Миллион брызг и радуг. Миллион радостных возгласов туристов…. )))) И в этом его отличие от Ледника Грей (Чили), который рушится с грохотом, долго гоняя эхо вдоль скал. Но Грей не такой высокий. Здесь же - масштаб и восторг одновременно! Описать сам ледник сложно, настолько он красив….. Я просто предлагаю посмотреть вам те фотографии, что успела сделать я…..

Ах…..С замиранием сердца все смотрят на огромную глыбу, отколовшуюся от стены напротив и свалившуюся прямо перед нами, образовав небольшое цунами. Льдина переворачивается и показывает нам всю свою нижнюю часть ярко-голубого льда. Таких цветов в природе просто не бывает! Или бывает…..???? Перед тем как закончить экскурсию экипаж нашего катамарана вылавливает кусок льда и поднимает его на палубу. Всем желающим предлагается виски с кусочками векового льда. Не удивительно, что перед Перито Морено так мало айсбергов – они не успевают образоваться, так как его съедают и запивают туристы, желающие унести в себе хоть кусочек этого чуда))))

Мы покидаем ледник довольные и уставшие от впечатлений....

20 января

Встали очень рано. Сегодня у нас долгожданная экскурсия, под названием "Большой Лед" Аргентины. Времени на сборы очень мало. Еще раз перечитываем инструкцию того, что надо взять с собой. С тоской смотрим в окно - тяжелые серые тучи заволокли весь горизонт как раз там, куда мы едем. Сверкают молнии. Мда….В пятый раз разбираю и собираю рюкзачок, пытаясь понять, как одеться, что с собой взять. Если набрать много, то потом придется все носить на себе. Если чего то не взять, то значит промокнуть и замерзнуть. Сам поход по леднику длится 4-4.5 часа, остальное время уходит на подготовку. Итого получается почти весь день.

Решаем, что нам нужен плотный завтрак, а не тост с кофе. Идем на кухню отеля, где можно приготовить себе еду. Достаем свои чилийские припасы. Пять минут - и английский завтрак готов! Сели, едим. Подходит парень, тот, что работает в этом отеле.

- А что это? (по испански)
- Это….это - незная как сказать по-испански, я говорю по-русски - это овсянка!
- О! - парень хлопает себя по лбу - это овсянка! (на русском).

Мы переглядываемся, думая, что он знает русский, настолько правильно и без акцента он это произнес.

- Вы знаете русский????
- Нет, -смеется, - но я понял, что это (по-испански) -"овсянка"(по-русски).
- А как вы думаете, какая сегодня будет погода? - спрашиваем его мы, кивая в сторону туч.
- А кто ж знает то???? Сейчас она плохая, потом будет хорошая….В Калафате всегда так, слишком много ледников рядом…

В 7 утра нас забрал микроавтобус. Всего 20 человек- 5 мальчиков и 15 девочек)))))))))) Странная пропорция для экстремального тура))))) США, Англия, Япония, Голландия, Корея и мы, русские. Подписали бумаги - паспорт, национальность, группа крови, на все согласны, в смерти никого не винить, вывоз тела на родину осуществит страховая компания… номер телефона)))) Тьфу, тьфу, сплюнули и пошли))))

План мероприятия такой:

• Трансфер до ледника Перито Морено (1-1.2 часа),
  • Смотровая площадка перед Ледником Перито Морено (40 минут),
  • Трансфер на катере к подножию ледника (20-30 минут),
  • Рефухио 1- деревянный домик, где можно переодеться, оставить лишние вещи, подобрать под ботинки железные "кошки", подойти близко к высокой стене Перито Морено,
  • Трек к средней части ледника, вдоль обрыва (40 минут),
  • Рефухио 2 - натянутая палатка, где дополнительно одевается страховка, такая же, как у альпинистов (обвязка). До кромки ледника еще 10-15 минут,
  • Поход в "кошках" в средней части Ледника Перито Морено в одну сторону (2 часа),
  • Ланч и отдых у голубого озера (30 минут),
  • Возврат к рефухио 2, трек по леднику (1.5 часа),
  • Обратная дорога вдоль кромки Ледника в рефухио 1, к 16 часам. Отдых,
  • Возвращение в Калафате к 19 часам.

Пока ехали до ледника гид рассказал нам, что хорошая погода на ледниках не всегда, северные склоны все лесистые (дожди однако…))), а южные наоборот - выжженная пампа. Ледники текут среди скал, образующих фьорды. И над этими фьордами бушуют ураганные ветра. С запада все время дуют холодные ветра, а с востока - горячий воздух раскаленной пампы. Влага, испаряющаяся с ледников, образует тяжелые тучи, выливаясь хорошими дождями, перемешивая воздушные массы. Погода меняется каждые 10 минут! И в этом мы скоро убедились в очередной раз…..

Так же, гид поведал нам, что Ледник упирается в берег и разделяет 2 озера. Одно крупное - озеро Аргентино, второе поменьше. Уровень небольшого озера выше, так как льдины падают и туда и сюда, и наступает момент, когда одно озеро прорывается в другое, через туннель во льдах бурным потоком воды….Случается это не часто, и всегда неожиданно, но зрелище при этом фантастическое! Стена ледника начинает рушиться, а возникшее напряжение ледяных масс поддерживает этот процесс иногда несколько дней. Вот тогда, все фотографы Мира, ожидающие этого зрелища, раскупают билеты на самолеты, а цены в Калафате подпрыгивают в несколько раз))) 70-90 метров голубого льда рушатся непрерывно, заполняя два озера огромными айсбергами….

Пока ехали до ледника, любовались невероятным количеством радуг. А озеро Аргентино сверкало всеми цветами - от стального, до ярко-голубого. Смотровая площадка Ледника Перито Морено…. Это что-то! Нам дали всего 40 минут на осмотр, и я скажу вам, что могла бы провести там и день и два и три….Настолько завораживающее место. Пока японцы и американцы открыв рты смотрели сверху, я рысью обежала всю округу. Ледник при солнце, ледник при тучах, ледник и радуга…..Ледник серый, ледник белый, ледник синий…..Фантастика!

- Вон туда мы с вами скоро пойдем, - говорит гид, указывая на самую середину ледника.

Нам пока трудно представить, как можно ходить и перемещаться по этим зубчатым склонам. Спускаемся со смотровой площадки и садимся на большой катер. Чтобы попасть на сам Ледник надо переплыть маленькое озеро. И здесь становится полностью понятным монополия на трек фирмы "Hielo and Aventura" - ей принадлежат катера, переправляющие туристов к подножию Ледника. По-другому на Ледник не попасть….

По прибытию в рефухио 1 нас разделили на 2 группы – англо-говорящих и испано-говорящих. Мы определились в испано-говорящую к гиду Хулиану. Туда же попали японка, кореянка, две шведки и два испанца.

- Меня зовут Хулиан, - бодро начал наш гид и –тыр-тыр-тыр…..
- О! Хулиан! Мог бы ты говорить очень медленно???
- Ага, - пискнула японка, которая, как и я, знала 10 основных глаголов))))

Вняв нашему замечанию, Хулиан рассказал нам наш план действий (для плохо-понимающих активно махал руками), раздал кошки, поведал про технику безопасности (идти "след в след") и разрешил потусить недалеко от стены Ледника.

От рефухио 1 начинают свои треки и другие группы, совершающие небольшой часовой поход по леднику, так называемый "Малый Лед". Таких групп в день возят несколько, но их поход проходит на маленьком "пятачке" и для нас он был совершенно не интересен. Зато смотрелись они на Леднике впечатляюще!

• %alt%

Оставив все ненужные вещи в рефухио 1, мы отправились вдоль края ледника к рефухио 2. По пути "посетили" каскадный водопад, где при переправе благополучно вымокли))))). В этот день нам все таки повезло с погодой - солнца было больше чем туч. Пока шли к Леднику все упарились, и захотелось раздеться, но гиды настойчиво советовали не раздеваться, так как на Леднике вовсе не жарко. В рефухио 2 на каждого надели еще одну сбрую - обвязку, это уже на тот случай, если кто-то свалится в трещину, чтоб хоть как-то достать бренное тельце)))) Хотя, думается мне, свалиться там можно только по глупости)))) На Ледник взошли в его средней части. Гиды каждому одели кошки и рассказали про технику ходьбы. Из возможных вариантов для профессионалов, нам было предложено только три: ходьба вверх по льду, ходьба вниз по льду, ходьба наискосок склона (одна нога стоит по склону, вторая "закантовывается" вниз). В раскорячку))))) При этом ноги надо держать максимально широко, чтобы при ходьбе не разорвать штаны, не наступить на какие-нибудь шнурки, не подвернуть ногу и не поломать ее в лодыжке.

- А теперь главное, - говорит Хулиан, - мы должны идти очень компактно, след в след, не отставая друг от друга, не разбредаясь по сторонам.

На 5-6 туристов свой гид. Гид все рассказывает и показывает на Леднике. Всего 4-ре мини группы. И многозначительно так на нас посмотрел:

- Ну! Руссия! Vamos!

Изначально был взят очень высокий темп ходьбы. Я почти сразу поняла, что у меня большая проблема с левой ногой. После травмы в Чили, она сильно распухла и ботинок неприятно давил на косточку. Не было и речи о резвой ходьбе…..на 5 сантиметровых зубьях я могла лишь неспешно ковылять…Чтобы хоть как то скрыть свою проблему, я прикинулась фотографом, которому все интересно….)))) А интересного вокруг было много – трещины, впадины, голубой лед, синие реки и даже небо в "полосочку"….

Фотоаппарат тоже имел свою проблему. После Чили не настраивался автофокус. Его можно было выставить теперь только вручную. И мы безнадежно отставали….отставали и отставали….

- Руссия!!! Vamos!!!- кричал Хулиан, но мы его так ни разу и не догнали)))))

То тут, то там попадались ярко-синие "дыры", где была удивительной окраски вода.

- Это чистейшая ледниковая вода, - сказал нам гид, и японка достала из рюкзачка металлическую кружку и наполнила ее водой.

Все рассмеялись такой предусмотрительности, но это ее не смутило…..Причмокивая от удовольствия, она пила настоящую ледниковую воду. Экологически чистую. Мы вообще-то тоже особо не вредничали и хлебали эту воду из всех луж.

До места ланча шли 2 часа, обходя торосы и 100-метровые провалы. Теперь мы шли все время самые последние, и нам уже не кричали "руссия вамос". Хулиан определил нас в группу замыкающих, но и от нее мы также безнадежно отставали. На пару с еще одной парой, где женщина шла в кроссовках, и ей было настолько тяжело, что она постоянно пыталась отстать дальше других. Но у нее не было фотоаппарата... А у меня был)))) Вот так бы и стояла там и льды фотографировала))))) Даже страшно подумать, как бы я отстала и где бы я осталась, если бы у меня заработал сменный объектив))))

• %alt%

- Это камни, но они не с гор, а с вытаявшего участка ледника, - говорит уже другой гид, к которому мы прибились.

Часть ледника ярко-белая, часть голубая, а некоторые участки посыпаны "мелкой крошкой" - галькой.

- Это - остатки морены.

Обратная дорога прошла все в том же темпе и все в том же порядке - тороссы, трещины, голубые реки. Трекинг удался! В 17 часов нас уже ждал катер, на котором был традиционный виски со льдом…

А вечером был закат, хорошее мясо-асадо и общение с другими туристами. В холле America del Sur Hostel я приклеила на стенде 10 рублей (к другим купюрам со всех стран мира), с надписью - "vika". Эх! Может еще раз сюда вернусь….

На Огненной Земле есть:

• Парк Терра дель Фуэго,
  • Горнолыжный подъемник с ледником и отличным видом на город,
  • Морские экскурсии по проливу Бигль, где полно всяких птиц и морских котиков-львов,
  • Порт с лайнерами в Антарктидуну.

Про парк.....особо делать нечего, только отметиться....

Ледник неплох. Трекингморская экскурсия очень интересна, при условии наличия солнышка.

Прогулка по городу в общем тоже интересна, и это при том, что я не люблю города. Когда я туда ехала, я думала именно так - отмечусь на Огненной Земле и забуду про это место))) Тем не менее, мне там очень понравилось. Необычная атмосфера местности....Очень повезло с жильем в частном доме, хозяйка - само радушие, очень приятно.....Нам конечно повезло с погодой....И каждый день мы наблюдали просто фантастические!!!!!закаты. Я нисколько не жалею, что там побывала....хотя, смотреть особо нечего. А вот ехать ли вам - это вам и решать.