От Яунде до Парка Джа надо ехать целый день, заночевать на ферме у донны Розы, и только на следующий день отправиться к пигмеям. Все вещи, а это- палатки, спальники, немного еды и немного воды, понесли на себе портеры. Нам надо было только дойти до места с полным фото-оборудованием.
Деревня пигмеев, племени Бака. Иерархия и быт.
В той племенной группе, которую мы посещали, было примерно 40-45 человек. Один вождь, один главный охотник (только ему разрешено иметь 2-х жен), один потомственный лекарь, и другие взрослые мужчины. Все они являются родственниками. Каждая семья (5-7 человек) лесной деревушки имеет несколько домиков, высотой не больше одного метра, сделанных их прутьев деревьев и покрытых специальными листьями. Внутрь хижин нас не пускали, да и войти туда мы бы не смогли. Удалось несколько раз заглянуть во внутрь. Внутри нет абсолютно ничего. Голый земляной пол, кострище и куча детей. В каждую хижинку пигмеи умудрялись забиваться по 5-7 человек. Каждая хижина служит домом не более 4-5 дней. Когда листья хижины начинают пропускать воду (дожди почти ежедневные), пигмеи снимаются с этого места и уходят на новое, где строят совершенно новый дом.
сю одежду и утварь пигмеев можно охарактеризовать одним словом – минимум. Минимум одежды на людях, пара котелков для приготовления еды, пара мачете на семью, ножи, несколько металлических кружек. Пока мы гостили у них день, вечер, ночь и следующее утро, мы не заметили ничего, что было бы разбросано вокруг лагеря. Ни одной лишней вещи. Т.е. когда эта группа людей соберется и переедет на новое место жительства, после нее не останется ничего, только густые джунгли.
Еще одна из причин постоянного перемещения пигмеев по джунглям - это поиск пропитания. Поступление белка бывает редко, основная еда этих людей – коренья, семена, личинки. Как только мы пришли в гости, 3 члена группы сразу отправились на охоту, и к вечеру нам обещали лесную живность. Но увы….охота не удалась и охотники в лагерь не вернулись. Мартеаль сказал нам, что они вернуться теперь только тогда, когда убьют дичь. Дичью может быть любое копытное, дикобраз, птицы и даже приматы. Нам показали как они устраивают ловушки и рассказали, как выслеживают зверя. Хочу заметить так же, что никаких постановочных плясок и танцев не было, никто не бежал и не одевал наряды (их просто нету), после приветствия и напутственной речи вождя, каждый член группы занялся своим делом.
Когда мы только пришли в лагерь, нам запретили фотографировать людей, до тех пор, пока вождь (он же шаман) не спросит разрешения у духов. Вождь курнул травы, подумал, и сказал что духи сегодня приветливые и все хорошо, туристам можно остаться на ночь и ДАЖЕ делать фотографии. После этого всех опрыскали водой из ведра и наступила идиллия). Вот, думаю, что если бы вождь курнул плохо или духи были бы не столь благосклонны, мы вряд ли смогли бы сделать хоть одно фото. Т.е. это была ни грамма не постановка, они так живут, они в это верят, и если бы они про-интуичили бы, что духи против туристов, нас просто бы попросили уйти.
Наше питание и питание пигмеев не было коллективным. Для туристов принесли с ранчо донны Розы рис, хлеб и пару банок консервы. Пигмеи при нас варили какие то коренья и грибы. Основные мои опасения с джунглями были связаны с появлением кровососущих в темное время суток. И каково же было мое удивление, когда ровно в 5 часов вечера, за час до заката, все пигмейские женщины развели костры внутри хижин и вокруг них. Как известно, в джунглях нет сухих дров, все всегда сырое, напитано влагой и чавкает под ногами. Так вот, сырые дрова дали такую дымовуху!!! что в округе 300 метров от лагеря не было ни одного комара. Правда мы тоже изрядно подкоптились, но хоть не чесались от укусов)
Вечером вождь сообщил, что Духи леса велели провести инициацию 2-х мужчин. Инициация заключалась в том, что надо было подпилить верхние здоровые зубы простым ножом, сделав их треугольными.
Ну а вечер закончился тем, что два охотника принесли Панголина.